В Intel призывают локальных европейских производителей ПК активнее
продвигать свою продукцию на местных рынках, ставя в пример российских
сборщиков.
Выступая на конференции Intel Solution Summit (ISS), глава Intel в регионе EMEA Кристиан Моралес
(Christian Morales) призвал локальных сборщиков активнее продвигать
свои решения на местных рынках. «Есть много примеров, где локальные
производители росли быстрее рынка и становились лидерами в своих
странах», - говорит Моралес. В качестве таких примеров он приводит
Италию, Турцию и Россию.
Итальянская компания Olidata (выпускает ноутбуки, десктопы, мониторы и
др.), по собственным данным, является лидером местного ИТ-рынка и одним
из крупнейших производителей ПК в Европе. В Турции также есть лидер
местного рынка – компания Casper. В России безусловного первенства
Intel не отдает никому. Здесь чипмейкера, по-видимому, впечатлила
маркетинговую активность отечественных сборщиков. «Вот так вы должны
продвигать свои решения», - объясняет Кристиан Моралес, показывая
европейским партнерам слайд презентации с рекламными баннерами компании
DNS, работающей на Урале и в Сибири, питерского центра «Кей», уфимской
сети «Кламас» и др. (см. фото)
Внимание к мелким локальным сборщикам со стороны Intel понятно - они
генерируют около 20-30% продаж чипов компании в Европе. Как рассказал
CNews Мориц Тикельман
(Maurits Tichelman), директор по продажам Intel в регионе EMEA, в
сегменте десктопов местные производители занимают 50% европейского
рынка, в серверах – 10-15%. В России на отечественные бренды приходится
еще большая доля – совокупно свыше 40% рынка, говорит Михаил Чайка, директор по продажам и дистрибуции Intel в России и СНГ. Intel ставит российских сборщиков ПК в пример всей Европе (слайд из презентации Кристиана Моралеса)
В тоже время, именно местным сборщикам ПК зачастую тяжелее, чем
глобальным, пережить резкое падение покупательского спроса, которое
наблюдается в настоящее время. «Сегодня мы имеем дело с кризисом
сбыта», - говорит Андрей Лукин,
президент компании «Компьютерный мир» (владеет одноименной сетью
магазинов на Северо-Западе и в Центральной России, а также собирает ПК
под собственным брендом). Корпоративный сектор, по его словам, «почти
не дышит», а в рознице объем реализации компьютеров откатился на
уровень 2006 г. «Очень многие компании свернули проекты по модернизации
и ограничиваются покупкой расходных материалов», - подтверждает Юлия Залетаева,
заместитель директора по развитию красноярской компании Starcom
(собирает собственные десктопы, владеет сетью компьютерных магазинов).
Общее падение продаж в своей компании она оценивает на уровне 40%. Падение продаж у локальных сборщиков ПК остановило рост выручки Intel
«Компьютерный мир», по словам Андрея Лукина, торгует собственными ПК в
розницу через собственную же сеть, не пуская на свои полки других
вендоров. В то же время ряд крупных российских сборщиков (например,
«К-Системс» или Depo) продают свою технику через федеральные розничные
сети. Маржинальность их бизнеса при этом составляет, по некоторым
оценкам, от 0% до 3%, т.к. демпинг тайваньских глобальных
производителей вынуждает россиян ронять цены. Владелец компании Depo –
холдинг IBS уже принял решение закрыть сборку ПК.
«К-Системс», по информации CNews, также находится в нелегком положении.
«Сейчас отечественным компьютерным сборщикам можно зарабатывать только
на сервисе и госконтрактах, где маржа намного выше, чем в рознице», -
считает собеседник CNews, ранее работавший в сборочном бизнесе.
Малозаметны локальные игроки лишь на рынке ноутбуков, говорят в Intel.
RoverComputers, единственный российский сборщик лэптопов, покинул Топ-5
российского рынка (по данным IDC и Gartner) еще в 2007 г. «Чтобы
конкурировать с международными брендами, локальным производителям нужно
предлагать инновации, которых нет у мировых компаний, - уверен
президент Olidata Антонио Масенца (Antonio Masenza). – Основной
недостаток глобальных компаний в том, что они не знают потребностей
локальных рынков». Olidata показала на ISS ноутбуки под брендом Altro и
предложила европейским сборщикам объединиться в рамках своей программы
U Leader Design. По мысли главы Olidata, локальные производители должны
совместно разрабатывать дизайн своих устройств, а также вместе
размещать заказы на фабриках в Юго-Восточной Азии. Небольшие в
сравнении с международными компаниями объемы заказов сейчас не
позволяют им по одиночке обращаться к ODM-фабрикам и выпускать
устройства собственной разработки.
|