Ученые из США придумали материал, при использовании которого в
конструкции литиево-ионных аккумуляторов скорость их зарядки
увеличивается в десятки раз. В частности, время зарядки опытного
образца составило не более 20 секунд. По словам разработчиков, подобные
элементы питания могут появиться в продаже через 2-3 года.
Ученые из Массачусетского технологического института (Massachusetts
Institute of Technology – MIT) разработали способ сверхбыстрой зарядки
литиево-ионных аккумуляторных батарей. Группа исследователей во главе с
Джербрандом Седером (Gerbrand Cedar) создала миниатюрный элемент питания, который может быть полностью заряжен и разряжен за секунды.
Достичь этого удалось за счет использования в конструкции батареи смешанного фосфата лития и железа (LiFePO4),
который уже давно вошел в практику разработки литиевых аккумуляторов.
Новые свойства этому материалу ученые смогли придать, получив его в
форме наноразмерных гранул, покрытых тонким слоем стеклоподобного
материала на основе фосфата лития, сообщает «РИА Новости».
В традиционных аккумуляторах процессы переноса ионов между
электродами идут очень медленно. Даже если аккумулятор позволяет
запасать большое количество энергии, он не может отдать ее всю сразу. В
частности, это обстоятельство очень мешает разработчикам
электромобилей. «Аккумуляторы для них имеют большую электрическую
емкость, позволяя вам передвигаться со скоростью 90 км/ч в течение
долгого времени, - рассказывает Седер. – Однако мощность батарей
невелика, вы не можете, например, взять и резко ускориться».
 Образец нового материала, позволяющего заряжать аккумуляторы за секунды
Долгое время ученые считали, что такое ограничение обусловлено
медленным движением ионов лития внутри материала анода к поверхности,
преодолеть которое можно, оптимизируя кристаллическую структуру
катодных материалов. Однако 5 лет назад авторы статьи обнаружили, что
на самом деле ионы лития внутри смешанного фосфата лития мигрируют по
специальным каналам с большой скоростью, а скорость разряда и заряда
батарей на основе этого анодного материала лимитируется вероятностью
попадания иона с поверхности внутрь такого канала в кристаллической
структуре.
Седер и его коллеги сумели в одном процессе объединить получение
смешанного фосфата лития-железа (в форме наноразмерных гранул с очень
развитой поверхностью) и покрытие их стеклоподобным фосфатом лития,
служащим проводником для ионов лития. Протестированный в лабораторных
условиях образец миниатюрной батареи полностью заряжался и разряжался
за 10-20 секунд. Аналогичный элемент питания, но без этого материала,
заряжался за 6 минут.
Еще одним достоинством разработки, помимо высокой скорости движения
заряженных частиц, является полное отсутствие деградации в ходе
многочисленных циклов зарядки и разряжения аккумулятора, что открывает
широкие перспективы его применения. По словам авторов, подобные
аккумуляторы могут появиться в продаже через 2-3 года. Работа
опубликована в свежем номере еженедельного журнала Nature. Источник C*NEWS
|